• Фразы


• Афоризмы


• Биографии


• Высказывания

Афоризмы, высказывания, цитаты, фразы, мысли, биографии, пословицы, поговорки


Мысли •


Цитаты •


Поговорки •


Пословицы •

Афоризмы
Статьи об афоризмах
Биографии авторов
Пословицы народов
Рейтинг тем
Рейтинг авторов
Рейтинг пословиц
Ссылки по теме
Обратная связь
Что такое афоризмы
Афоризмы - это краткие, глубокие по содержанию и законченные по смыслу суждения, принадлежащие определенному автору и заключенные в образную, легко запоминающуюся форму.
 
Поиск
Найти в высказываниях
(слово или часть слова)
 
Что ищут?
 
У нас
Афоризмов:3887
Пословиц:438
Авторов:150
Статей:31
Тем:63

Обновлено:

15.01.2011

Рейтинг@Mail.ru
 
Спонсоры
 
Наша кнопка
Вам понравился наш сайт? Разместите на своем сайте нашу кнопку:
Афоризмы
Код кнопки:
 
Статьи об афоризмах. Литературные исследования и анализ афоризмов

Зарубежная афористика. Французская афористика

Афористика Франции, числящая в своем составе мировых классиков афоризма — Ларошфуко, Паскаля, Лабрюйера и др., в XX в. представлена в первую очередь таким великолепным мастером афоризма как Анатоль Франс. Можно сказать, что абсолютно все произведения Франса содержат афоризмы, а некоторые, как, например, «Сад Эпикура», состоят из одних афоризмов и афористических высказываний.
В «Саде Эпикура» автор касается самых разнообразных проблем существования человека и мироздания в целом. Например, о поэтах и писателях он говорит: «...нет магии сильнее, чем магия слова»; о науке и морали: «Ждать от науки морали — значит готовить себе жестокие разочарования»; о подражании и привычках: «В психологии, как и в физике, существует закон тяготения, приковывающий нас к прежней почве»; о смерти: «...бессмертие души в памяти людей». В «Саде Эпикура» Франс пишет о доброте и красоте, о благе и страдании, о загадках солнечной системы и конце света, о преступлениях и Иуде Искариоте, о любви к книгам, об эмансипации женщин. И главное, о счастье жизни. «Вот где наш сад, — подчеркивает он, — который надо усердно перекапывать». Это и есть основная мысль данного произведения Франса.
Густая россыпь афоризмов содержится и в других его сочинениях, он создал неисчислимое количество непревзойденных афоризмов, которые умел как-то без нарочитости, естественно и незаметно, вплетать в любой текст.
Очень метко охарактеризовал творческий почерк Франса М. Горький, он писал: «Анатоль Франс для меня — владыка мысли, он родил, воспитал ее, умел эффектно одеть словом, элегантно и грациозно выводил в свет...».
Афоризмам Франса свойственны, помимо широкоглубинного диапазона мысли, тончайшее изящество, поэтическая красота и высокая художественность. Они еще мало изучены, но, несомненно, им предстоит долгая жизнь.
Вслед за А. Франсом большим мастером французского афоризма является поэт и мыслитель Поль Валери. Валери опубликовал несколько книг обособленных афоризмов, главные из которых «Румбы» (1926), «Другие румбы» (1934), «Аналекта» (1935). Эти книги создавались им на основе многолетних записей, «Тетрадей», которые он вел ежедневно начиная с 1894 г. до конца своих дней, считая эту работу главным трудом жизни. Им была написана 261 «Тетрадь», и при их издании в 1957—1961 гг. они составили 29 объемистых томов.
Содержание «Тетрадей» Валери не имеет сходства с дневниками, в них мало личных впечатлений, эмоциональных откровений, какие сопутствуют дневникам. Это размышления в форме фрагментов и афоризмов, касающиеся преимущественно проблем искусства и философии.
Характерно то, что проза этого писателя ясна и лаконична, тогда как поэзия, особенно раннего периода, окутана символической пеленой и расшифровывается с трудом. В тот период рн утверждал, что стихотворение создается не мыслью, а словом, — прозу же он создавал мыслью, и его «Тетради», как известно, принесли ему славу мыслителя.
Творчество Валери контрастирует с распространенными во Франции модернистскими течениями всех видов. О новшествах он пишет: «...новое только потому, что оно ново, ничего для меня не значит»; «Есть нечто более ценное, чем оригинальность: это универсальность. Первая содержится в последней, которая ее использует или нет в зависимости от потребности».
В.А. Вишневский в предисловии к книге П. Валери «Об искусстве» характеризует автора как человека «меры и мудрого такта» и пишет о нем, что он «чистый классик, приверженец хладнокровия, сдержанности и метода в духе любимого им XVII века...» — добавим — века великих афористов Франции.
Афоризмам Валери чужда возвышенность, эмоциональность, и он считает, что «всякая одержимость в литературе носит оттенок комизма». В своих сочинениях Валери избегает всяких громких слов и высказывает мнение, что «самая подлинная глубина прозрачна. Она не нуждается в каких-то особых словах, таких, как "смерть", "бог", "жизнь", "любовь", но обходится без этих тромбонов». Однако эти-то «тромбоны», по сути говоря, и есть те «вечные вопросы», лежащие в основе афористики. И Валери в своих афоризмах постоянно касается этих вопросов, не упоминая лишь их громких наименований. Сдержанность афористической речи Валери не наносит ущерба ни глубине суждений, ни изяществу выражений; без высокопарных слов он говорит о самом важном и великом. Аристократическая сдержанность, унаследованная Валери от писателей-моралистов XVII в., — характерная особенность его мудрых афоризмов.
Поль Валери — всемирно признанный афорист. Исследованию его афоризмов посвящен ряд работ, авторами которых являются: Е. Ридо (1944), Ф. Сутклифф (1955), Ж. Робинзон (1963) и др. Видный немецкий афористовед Ф. Маутнер высоко оценивал афористические труды Валери и, как уже указывалось выше, предлагал ввести в международный обиход взамен термина «афоризмы» название одной из его книг — «Румбы».
Анатоль Франс и Поль Валери, создававшие не только вводные, но и обособленные афоризмы, являются выдающимися афористами Франции нашего века.
Большинство же французских писателей в данное время не издают книг афоризмов, а включают афоризмы в сочинения других жанров. Много таких афоризмов создано крупнейшим писателем Роменом Ролланом, немало их встречается в сочинениях писателей-экзистенциалистов Камю и Сартра. О некоторых других авторах может дать представление серия из 12 книг вводных афоризмов французских писателей «Остроумие», вышедшая в Париже в 1970—1972 гг. В эту серию вошли афоризмы П. Леото, Р. Кено, Б. Виана, Ж. Куртелина, П. Клоделя, Л. Блуа и других популярных писателей.
Что касается исследовательских работ об афоризмах, то нужно сказать, что на французском языке выходит немало трудов, посвященных главным образом анализу творчества французских, а также иногда немецких писателей-афористов. Например, можно назвать обстоятельную книгу Ж. Теппа «Шамфор, его жизнь, его творчество, его максимы» (1950); работу И. Лоизо «Фивароль» (1961) и ряд других.
Много выходит во Франции сборников и энциклопедий, состоящих из афоризмов как национальных, так и мировых писателей и выдающихся деятелей, хотя такие капитальные и многообъемные, какие издаются на английском языке, здесь являются единичными.
В целом же афористика во Франции получила в XX в. большее развитие, чем в Англии и Америке, главным образом за счет создания книг обособленных афоризмов и научных исследований, однако она не достигла при этом уровня развития немецкой афористики.

Романтические знакомства, общение и чат без регистрации для желающих завести новые знакомства без регистрации.



Просмотров:17879


Другие статьи об афоризмах:
Зарубежная афористика. Афористика Англии и Америки
Афоризм и эссе: сходства и отличия
Различие афоризмов по тематике
Различие афоризмов по стилистике
Виды афористических книг
 

Афоризмы Биографии Пословицы Рейтинг тем Рейтинг авторов Рейтинг пословиц

• Высказывания

• Пословицы

• Афоризмы


Великий разум
© 2008-2024