Пословицы — это краткие народные изречения, устойчивые в речи, обладающие способностью к многозначному употреблению и имеющие назидательный смысл и зачастую ритмически организованную структуру.
Вам понравился наш сайт? Разместите на своем сайте нашу кнопку:
Код кнопки:
ПАСКАЛЬ Блез. Биография
ПАСКАЛЬ Блез
(1623 - 1662)
     Французский религиозный философ, писатель, математик, физик, основоположник теории вероятностей. Его «Письма провинциалу», бичующие казуистику и лицемерие иезуитов,
оказали значительное влияния на развитие французской художественной прозы, а также театра XVII—XVIII вв.
Влияние Паскаля испытали Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер, М. Севинье, М. Лафайет. Основной его философский труд — «Мысли о религии и о некоторых других
вопросах», посмертное издание 1669 г.— собрание афоризмов — представляет собой наброски к незавершенному полемическому труду. В «Мыслях» Паскаль говорит о трагичности противоречия между величием человека, единственного
существа в природе, наделенного разумом, и ничтожеством того же человека, неспособного противостоять страстям. Драматичный жизненный путь Паскаля неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. "Первое обращение" Паскаля, временно прервавшее его чрезвычайно плодотворную научную деятельность, произошло на почве увлечения янсенизмом, после чего он, однако, вернулся к занятиям наукой. Краткий период светской жизни Паскаля, внешне благополучный, сопровождался мучительными раздумьями о собственном существовании. Несчастный случай послужил толчком ко "второму обращению" Паскаля: он пережил необыкновенный опыт "боговдохновения", под влиянием которого Паскаль набросал небольшой текст религиозно-экстатического содержания, в котором отрекся от мира и полностью "посвятил" себя Богу. После этого Паскаль поселился в янсенистской общине Пор-Рояля и стал вести уединенный, аскетический образ жизни. Принял участие в борьбе янсенистов с иезуитами, написав знаменитые "Письма к провинциалу" (названные впоследствии так с легкой руки Вольтера). К концу жизни достиг крайней степени самоотречения. Молитва, религиозные размышления, совершенно подорванное здоровье и вспышки самоистязания составляют последний период жизни П., в который и писалась задуманная, но так и не оконченная "Антология христианской религии". После его смерти нашли лишь отдельные отрывки, вошедшие в историю как "Мысли" Паскаля. Рассмотрение Паскалем вопросов гносеологии и философской антропологии обосновывает его обращение и религиозной проблематике. Исключительная роль Паскаля в истории философии определяется тем, что в эпоху механистического рационализма он первый - предвосхищая иррационалисти-ческую традицию в философии - решительно ограничил сферу применимости научного познания, выделив наравне с ним познание непосредственное (постепенности рассуждения противопоставлялась моментальность проникновения). Если первый род познания, согласно Паскалю, осуществляется разумом (доназывающим), то второй - сердцем (чувствующим). С другой стороны, ограниченность разума проистекает, согласно Паскалю, из онтологического статуса человека в мире. Все способности и свойства человека определены тем, что он занимает серединное положение меж двух бесконечностей (в большом и в малом). Разум не может обеспечить человеку устойчивость и уверенность, ибо, как пишет Паскаль, ничто не способно "укрепить конечное между двумя бесконечностями". Осмысление неспособности человека к всеобъемлющему познанию в силу конечности и неоднородности его природы - приводит Паскаля к отказу от "самонадеянных исследований" в пользу "безмолвного созерцания". По мнению Паскаля, зачеркивать разум также неприемлемо, как и признавать только разум. Человек, по Паскалю, - лишь тростник, слабейшее из творений природы, но "тростник мыслящий". Величие человека, говорит Паскаль, в том и заключается, что он сознает свое ничтожество. Отвлеченные науки оказываются не только бессильны в своих притязаниях на познание мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, "что это такое - быть человеком". Паскаль видит обязанность человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самом, своем создателе и своем конце, однако вместо этого человек предпочитает развлечение, которое Паскаль усматривал во всех внешних заботах и занятиях (в том числе, и искусством). Развлечение, эта "бедственная особенность" человеческого существования, коренящаяся "в изначальной бедственности нашего положения, в хрупкости, смертности и ничтожности человека", отвлекает его от чувства тоски, тревоги, отчаяния и горечи своего бытия, не дает ему задуматься о своей судьбе. Ужасающая противоречивость человеческой природы делает человека "непостижимым чудовищем". Он оказывается парадоксом для самого себя. "Мы жаждем истины, - пишет Паскаль, - а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горечи и смерть". По глубокому убеждению Паскаля, человек, осознавший трагизм своего положения, может найти выход только в христианской вере. При этом разум (размышление) играет лишь второстепенную роль: он только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум сознает, что есть вещи, превышающие его понимание. Вся суть веры, по Паскалю, в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом. Будучи "даром Божьим", вера предполагает полное самоуничтожение человека, находящегося одновременно в состоянии радости и страха. Истинность христианской религии, доказываемая, согласно Паскалю, пророчествами и чудесами, претворяется в том, что она обязует любить Бога, а также в том, что лишь эта религия объясняет противоречие между величием и ничтожеством человека, ибо он способен познать себя только с помощью тайны преемственности греха - здесь, как говорит Паскаль, завязан узел нашего существования. Истинное обращение заключается, по мнению Паскаля, в осознании непреодолимой противоположности между нами и Богом: человек может постичь Бога и самого себя только через посредника - Иисуса Христа, в котором и концентрируется спасительная сила веры. Главной темой философских размышлений Паскаля был человек. В своем стремлении определить сущность человеческой природы Паскаль показал себя не только тонким психологом и моралистом, но и талантливым писателем, способным придать своим наблюдениям над жизнью и людьми как художественную выразительность, так и философскую глубину. Единодушное преклонение перед Паскалем-ученым всегда сопровождалось очень противоречивым отношением к Паскалю-философу. В нем видели мизантропа, замаскированного атеиста, психически больного человека. Мировоззрение Паскаля подвергалось критике с самых разных сторон, и прежде всего французскими просветителями, выступившими в защиту человеческой природы. Вместе с тем, экзистенциалисты нашли в Паскале своего духовного предтечу (наряду с Кьеркегором) на основании того, что основные темы экзистенциализма (человеческое существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска, отчаяние, тревога как сущностные определения человека, смерть как ключевая категория человеческого существования) представлены в философии Паскаля.