|
Статьи об афоризмах. Литературные исследования и анализ афоризмов |
Русские сборники афоризмов | До революции сборники афоризмов выходили у нас в большом количестве. Наиболее примечательной и неоднократно переиздаваемой книгой явился сборник ученого филолога М. И. Михельсона «Ходячие и меткие слова» (1896). Необычного вида сборник афоризмов издал О. Н. Штейнберг — «Мир и жизнь» (1891). В этой книге, помимо афоризмов разных писателей, можно встретить афоризмы самого составителя, отдельные из которых представляют интерес. Выгодно отличается от других книг такого рода сборник А. Михневича «Бездна мысли» (1900), афоризмы в нем хорошо подобраны и в отличие от других подобных книг имеют ссылки на произведения, из которых они заимствованы. Обстоятельный сборник афоризмов был скомпонован С. И. Воскресенским — «По мнениям лучших людей» (в 10 кн., 1904-1905). В советское время сборники афоризмов не издавались довольно долго. Если не считать несколько сборников о Родине, вышедших в годы войны, то более или менее систематично они стали выходить лишь после появления на свет в 1959 г. в Одессе книги И. Б. Тумаркина «Золотые россыпи», которая переиздавалась восемь раз. После этой книги сборники афоризмов стали появляться в нашей литературе, но вышло их все же ограниченное количество, и их легко перечислить. Книги эти следующие: С. Карин «В мире мудрых мыслей» (1962), П. Ландесман и Ю. Согомонов «Мысли и афоризмы» (1962), Е. Райзе «Афоризмы» (1964), А. Соболев «Умное слово» (1966), Я. Берлин «Афоризмы, по иностранным источникам» (1966), С. Игнатьев «Афоризмы» (1972), Е. Лихтенштейн «Слово о книге» (1969) и «Слово о науке» (1976), В. Воронцов «Симфония разума» (1976). Как видим, за все годы существования советской литературы увидели свет только около десятка наименований сборников афоризмов, что, конечно, крайне недостаточно. Какова же причина ограниченного издания этих книг? Может, они не нужны читателю? Это не так. Читателю такие книги очень нужны. Свидетельством тому является не только моментальное исчезновение их при поступлении в продажу, но и невозможность достать их в библиотеках. Они там часто отсутствуют, а где есть, то числятся на особом учете и находятся в условиях ответственного хранения. Причина здесь в том, что издательства Российской республики недооценивают значение этих книг и мало и неохотно их выпускают. За рубежом они выходят в несравненно больших количествах, и даже издательства других социалистических стран, например Югославии, Польши, Румынии, Болгарии, каждое в отдельности, издают этих сборников больше, чем их выходит у нас. Очевидно, такое настороженное отношение к афористической литературе явилось следствием неправильного толкования слова «афоризм» как понятия парадоксального, вычурного, ничем не связанного с искони русским понятием «изречение». Вместе с тем следует отметить, что издание сборников афоризмов имеет свои специфические особенности и требует определенного опыта и знаний. И, возможно, издательства, призванные выпускать, например, художественную, политическую, молодежную литературу, не совсем безосновательно не планируют выпуск сборников афоризмов, а специализированных издательств у нас нет. Давно уже назрела необходимость отделить издание сборников афоризмов и родственных им книг — собраний вводных афоризмов писателей, сборников крылатых и метких слов, а также, возможно, сборников пословиц и поговорок — от книг других направлений. Настоятельно требуется в нашей стране создание и распространение сборников афоризмов энциклопедического характера, которые у нас полностью отсутствуют. Создавать их нужно, очевидно, по предметному принципу с точными ссылками на литературу, из которой извлечены афоризмы. Издание таких книг очень трудоемкий, продолжительный по времени процесс, и, вероятно, целесообразно осуществлять его коллективом составителей.
Что касается тематических сборников афоризмов, то они, как говорилось, хотя и в весьма ограниченном количестве, у нас издаются. В советское время они долго не выходили, но в годы войны сама действительность их воскресила, и они, проникнутые высоким патриотизмом, возникли неожиданно («Родина», 1942; 2-е изд., 1943; «О Родине», сост. А. Д. Деев, 1944; и др.). Тематические сборники, как правило, не содержат ссылок на источники, из которых взяты афоризмы, и это их недостаток. При наличии ссылок афоризмы при компоновке сборника извлекаются непосредственно из произведений писателей, а при их отсутствии — в основном из сборников, вышедших раньше, и это приводит к однообразию сборников, к неточностям и ошибкам в них. Помимо этого, ссылки позволяют установить, принадлежит ли афоризм писателю или персонажу его произведения, время создания афоризма и другие данные о нем. Издание сборников афоризмов не только энциклопедических, но и тематических, без ссылок на источники следует считать нецелесообразным. Наиболее приемлемое расположение афоризмов внутри отдельных тем, очевидно, смысловое. С трудом читается сборник, в котором соседствуют афоризмы, противоположные по смыслу и тональности, например серьезные, смешанные с шуточными. Однонаправленность афоризмов придает им особую впечатляющую силу, увеличивает их действенность. Процесс создания таких сборников, хотя бы по сравнению с энциклопедическими, можно считать творческим процессом, отражающим взгляды самого составителя. Можно заметить, что для русских сборников афоризмов характерно расположение материала по смыслу, что относится к их положительным качествам. Ретроспективный взгляд на сборники афоризмов показывает, что они всегда были необходимы человеческому обществу. Мудрейшие античные философы и писатели Плутарх, Марк Катон и др. собирали изречения и составляли сборники. В Древней Греции такие сборники были положены в основу школьного образования, и школы взращивали мудрецов; этот факт, кстати говоря, возможно достоин внимания и современной педагогики. В России сборники изречений сопровождали эру возникновения русской литературы и являлись важнейшей разновидностью древнерусской письменности. Сборники афоризмов высоко ценились многими выдающимися писателями мира. В России Л. Толстой отдал много сил и времени составлению и популяризации таких книг и сокрушался о том, «какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времен и забыто, игнорируется нами». М. Горький высоко ценил сборники афоризмов всех времен и народов и сам намеревался издать афоризмы русских писателей, о чем, в частности, сообщает в своих воспоминаниях П. Павленко.
История создания сборников афоризмов — ценнейших сгустков человеческого разума — показывает, что они в периоды острых общественных конфликтов мобилизуют народ на борьбу, они воспитывают тягу к знаниям, красоте, природе, обогащают и утончают культуру речи. Эти книги нужны еще и огромному контингенту лиц умственного труда в их непосредственной работе: лекторам и пропагандистам, учителям и учащимся, журналистам, библиотекарям и ряду работников других профессий. Надо ожидать, что со все увеличивающейся напряженностью жизни с ежегодно возрастающим количеством книг, журналов, информационных материалов людям все в большей и большей степени будут требоваться качественно скомпонованные сборники афоризмов как тематического, так и энциклопедического типа. Кончая рассмотрение раздела развития русской афористики, касающегося сборников афоризмов, можно сделать обобщающий вывод, что, несмотря на отставание в области издания сборников афоризмов и собраний вводных афоризмов писателей, линия развития русской афористики направлена вверх. Этот вывод подтверждается плодотворным творчеством многочисленных советских афористов и возникновением исследовательских работ.
Тем не менее с отставанием русской афористики в области издания собрания вводных афоризмов писателей и сборников афоризмов необходимо покончить решительным образом. В зарубежной литературе встречаются суждения о том, что афоризма — одного из самых интеллектуальных и перспективных литературных жанров — в России не существует. Наш обзор показывает, что русский афоризм есть и развит достаточно, только у нас не уделяется внимания показу достижений в этой области. В зарубежных странах систематически издаются вводные афоризмы отечественных писателей, а также антологии и энциклопедии, в которых более или менее полно представлены эти афоризмы. Имеются такие книги и в странах социализма. Есть антологии, включающие афоризмы польских, югославских, румынских писателей, издаются там и энциклопедии афоризмов, содержащие главным образом афоризмы писателей своей страны. Не существует лить до сих пор антологий афоризмов русских писателей, не имеется собраний вводных афоризмов русских писателей, даже таких выдающихся афористов, как Л. Толстой и М. Горький, совсем нет энциклопедических сборников афоризмов на русском языке, и очень мало выходит тематических сборников. Конечно, такое положение нетерпимо. Русская литература началась с появления афоризмов, с замечательного «Изборника 1076», и в своем развитии она более других литератур была склонна к афористике. Наш читатель всегда проявлял и проявляет теперь огромный интерес к афористическому жанру. И можно утверждать, что искусственное ограничение издания сборников афоризмов и собраний вводных афоризмов писателей в советское время, без сомнения, мимолетный эпизод в истории развития русской афористики. Русская афористика существовала и будет существовать всегда. В данный момент необходимо устранить имеющиеся недостатки, тормозящие ее всестороннее развитие, и тем самым повысить ее роль и значение как в своей стране, так и в мировом масштабе.
Романтические знакомства, общение и чат без регистрации для желающих завести новые знакомства без регистрации.
| Просмотров:17152
|
|
Другие статьи об афоризмах:
|
|
|
|
• Высказывания
• Пословицы
• Афоризмы
Великий разум © 2008-2024
|
|