Афоризмы - это краткие, глубокие по содержанию и законченные по смыслу суждения, принадлежащие определенному автору и заключенные в образную, легко запоминающуюся форму.
Вам понравился наш сайт? Разместите на своем сайте нашу кнопку:
Код кнопки:
ГОРАЦИЙ. Биография
ГОРАЦИЙ
(65 - 8 до н.э.)
     ГОРАЦИЙ Квинт Флакк - древнеримский поэт "золотого века" римской литературы. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Отец Горация
- мелкий землевладелец, вольноотпущенник (бывший раб), сумел дать сыну солидное образование в школах Рима, откуда будущий поэт поехал для усовершенствования в науках в Афины. Там Гораций попал в среду республиканских настроенной аристократической молодежи. В 42 до н. эры он, будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филлиппах (в Македонии). После поражения республиканцев Г. вернулся в Италию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов. Не имея средств к существованию, он должен был стать писцом; с этого времени начинается его литературная деятельность. Вергилий вводит Горация
в литературный кружок известного сотрудника Августа - Мецената, который делается его другом и покровителем, представляет его Октавиану и даже дарит ему новое поместье (близ теперешнего Тиволи). Из республиканца Гораций становится приверженцем нового режима монархии, певцом Августа, в лице которого романтически настроенная интеллигенция, лелеявшая республиканский идеал, видела "восстановителя республики". И Октавиан старался приблизить Горация к себе как поэта-выходца из среды вольноотпущенников, - из той социальной группы, которая, богатея от торговли и вытесняя родовую аристократию, была надежной опорой нового режима и скоро приспособилась к нему. Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Гораций приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, "золотую середину", умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций начал рассматривать явления жизни. И в тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Горация на сатирический лад. Такая философия вызывала у него, как и у многих его современников, романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних римлян. Она же отчасти определила и форму его произведений - форму разговора по образцу так наз. философской "диатрибы" - диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются. У Горация "диатриба" чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его "Сатир" (по-римски - сатира - "смесь" (первая кн. закончена в 35, вторая - в 30 г.). Гораций сам называет их - "Разговоры". Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, иногда в форме чистой "диатрибы". Они представляют собой сатиры в нашем смысле слова: или моралистического характера (против роскоши, зависти и пр.; о преимуществах деревенской жизни, с баснею о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Ла Фонтеном), или инвективы нефилософские, или просто описания. "Разговоры" Горация - настоящие "causeries"; в обстановке зарождающейся монархии в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия, последователем которого Гораций себя считал. Параллельно с сатирами Гораций писал "Эподы" - стихотворения, близкие по духу к сатирам, но написанные большей частью ямбическим двустишием (есть и другие размеры): в нем длинный стих заключается более коротким "эподом" (отсюда и название). В одних эподах - резкие инвективы, напр. нападки на римлян за продолжительную гражданскую войну, - в других отразилось романтическое бегство от современности (эп. 7 и 16), зов за океан "в страну блаженных" (эп. 16); некоторые эподы чужды политики: в них поэт воспевает прелести деревни (эп. 2), откликается на текущие события (эп. 8 - гимн победе Октавиана при Акциуме и т. п.). К сатирам и эподам примыкают "Послания" - написанные гекзаметром письма разным лицам, с которыми Гораций так же "разговаривает", как и в "Сатирах". В 1 кн. развиваются любимые Горацием темы философского характера, иногда в форме "диатрибы". Интереснее литературные письма 2 книги; среди них важно отметить "Послание к Пизонам" (Epistola ad Pisones), названное позднее "Ars po?tica". Несколько особое место занимают чисто лирические стихотворения Горация - оды (три первых книги изд. в 22, а четвертая - в 13). По форме они отличны от диалогов, обычных у Гораций (хотя и среди них встречается диалог в III, 9). Это иногда очень изящные, написанные разными размерами небольшие стихотворения, то отражающие перипетии любви поэта, то посвященные льстивому восхвалению Августа и его деяний, то проповедующие все ту же мораль умеренности и квиетизма. В 30 оде третьей кн. Гораций сулит себе бессмертие как поэту (ср. "Памятник" Державина и Пушкина). Гораций в "Одах" подражает по форме, а иногда и по содержанию, греческим лирикам: Алкею, Анакреонту, Пиндару и др., но разрабатывает свои темы, как римлянин времен Октавиана. Сделавшись придворным поэтом Августа, Гораций в 18 г. до н. эры написал по его заказу "Песнь столетия" (Carmen saeculare) для всенародного празднества, справлявшегося каждые 110 лет; это - прославление Аполлона и Дианы и молитва о могуществе Рима.
Гораций далек от народной массы Рима; "Августов певец" (по выражению Пушкина), он "ненавидел невежественную чернь" (революция, как он сам сказал, заставила его презирать толпу). Гораций вполне проявляет себя в "Сатирах", "Эподах" и "Посланиях": это - публицист, предпочитающий форму беседы, и поэт-реалист, в духе буржуазии торгово-капиталистического Рима. "Сатиры" и "Послания" - это в сущности большей частью проза, облеченная в мастерскую форму стиха; поэтичнее "Эподы", но и в них, подражая (не впервые в римской поэзии) ямбам Архилоха, Гораций значительно уступает этому греческому лирику в силе и безыскусственности. Своеобразно у Горация лишь эподическое построение. И в "Одах", иногда высоко поэтичных, нет страстности греческой лирики: Гораций, писавший эти произведения в зрелые годы, несомненно ниже в этом жанре Катулла по силе чувства и порыва. В метрическом построении од у Горация, благодаря влиянию на него современных ему метрических теорий, уже нет свободы трактовки, характерной для его греческих образцов. В Риме Горация читали в школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. У него учились, его переводили в средние века, во времена "гуманизма". Но культ Горация начался с XVII в. Много заимствует из его "Ars po?tica" для своей "Поэтики" Буало; ему подражает Гёте, им восторгается Байрон (см. "Чайльд-Гарольд", "Дон-Жуан"), его изучают Лессинг и др. У нас подражал Горацию в своих сатирах Кантемир; увлекались им - Пушкин (перев. 7-й оды 2 кн. - "Памятник" и др.), Дельвиг, Майков и др.