Парадокс, согласно установленным определениям,— это оригинальное, расходящееся с общепринятым, а нередко и со здравым смыслом суждение. Понятие парадокса возникло в античной философии для обозначения нового, необычного мнения. Парадокс также широко использовался в риторике, выдающийся оратор древности Цицерон посвятил ему свой философский труд «Парадоксы». Парадоксы придают блеск высказываниям, привлекают неожиданностью выводов и принимаются за свидетельство независимости и смелости ума. Парадокс как самостоятельное суждение следует отличать от стилевого приема — парадоксальности. Свойство парадоксальности с давних пор считается одним из художественных средств языка и рассматривается в числе риторических фигур. И если парадокс — мнение, противоречащее общепринятому,— далек от афоризма, то парадоксальность,— форма парадокса, придаваемая нередко истине для привлечения к ней внимания,— довольно часто встречается в афористике. Возьмем, к примеру, выражение Р. Тагора: «Тот, кто применяет силу, доказывает свою слабость». Вдумавшись, мы понимаем, что здесь говорится о том, что применяющий физическую силу слаб в умении убеждать словом, и становится ясно, что перед нами афоризм в парадоксальной форме. Таким же афоризмом являются вольтеровские слова: «Всегда наслаждаться — значит вовсе не наслаждаться», говорящие о том, что человек может оценить хорошее только в контрасте с плохим. Но если взять следующие суждения О. Уайльда: «Искренность мешает искусству»; «Люди не эгоистичные всегда бесцветны, в них не хватает индивидуальности»; «Мораль служит последним приютом людей, не понимающих красоты»; «Верность, постоянство — лишь летаргия привычки или недостаток воображения», то размышления над ними покажут, что они весьма далеки от истины. Такие суждения, блестящие но форме, но неверные в смысловом отношении, являются типичными парадоксами. Довольно удачно определил их сущность Г. Манн, отметив, что «парадокс — остроумная попытка уйти от истины». В основе парадокса часто лежит гипербола, доводящая преувеличение до невероятных размеров и искажающая действительность. Чрезмерная склонность к парадоксам, наблюдаемая, например, во многих произведениях Уайльда, придает искусственность и манерность стилю. И справедливо более трехсот лет назад известный испанский писатель Б. Грасиан, называя парадоксы «выродками истины», писал, что «парадоксы должны быть вроде соли — применять их надо не густо и с умением, ибо эти мысли рискованные». Поскольку основным свойством парадоксов является их расхождение с общепринятыми мнениями, определение истинности заключенных в них мыслей целиком зависит от мировоззрения и классовых установок, принятых в обществе. В связи с этим некоторые суждения в одном обществе могут быть отнесены к парадоксам, а в другом — к афоризмам, утверждающим истину. Например, парадоксы Ницше: «Будем наслаждаться несчастьем людей. В современном обществе гуманность достигла огромных размеров» или «Жестокость — древнейшая радость человечества» — в Германии считаются афоризмами. А вот замечательные афоризмы А. Франса и Б. Шоу — парадоксами. Не случайно Шоу утверждал: «Парадокс — вот единственная правда»,— и неоднократно выражал сомнения в объективности бытующих в обществе мнений, говоря, что «общепринятый смысл не так уж логичен». Парадокс отличается от афоризма радикальным образом. У парадоксов на первом месте стремление к необычности, новизне, оригинальности, а не к истине. У афоризмов всегда на первом месте стремление к истинности мысли, и отличить их от парадоксов можно лишь по правдивости суждения. Если парадоксальна сама мысль — то перед нами парадокс, если мысль верна, но выражена в форме парадокса — то это афоризм, а парадоксальность здесь стилевой прием, о чем будет говориться: ниже при рассмотрении стилевых особенностей афоризмов. В сущности, у афоризма и парадокса большинство жанровых черт — литературное происхождение, лаконизм, завершенность и красочность суждения — совпадают, за исключением главной черты, — истинности мысли. Афоризм стремится к правде, утверждая извечные, гуманные жизненные принципы, парадокс же стремится привлечь к себе внимание, удивить, поразить своей необычностью, не заботясь о правдивости мысли.
Романтические знакомства, общение и чат без регистрации для желающих завести новые знакомства без регистрации.
|